+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что занимает наибольший объем в пенсионных выплатах в Российской Федерации

Проведенная в 2015 году реформа значительно изменила пенсионную систему страны. Основным нововведением стала ликвидация понятия трудовой пенсии, что, в свою очередь, привело к разделению пенсий по обязательному страхованию на страховые и накопительные.

О том, какие бывают пенсии в России, и что они собой представляют мы сегодня и поговорим.

Пенсии по обязательному пенсионному страхованию Пенсии по государственному пенсионному обеспечению Пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению
Страховые Накопительные
по старости;

по инвалидности

по договорам формирования накопительной пенсии по старости;

социальные

по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

Подробнее с пенсионной системой в РФ можно ознакомиться здесь:

Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию

Исходя из выше размещенной таблицы можно сделать вывод, что пенсии по обязательному пенсионному страхованию бывают страховыми и накопительными. При этом основаниями для получения страхового пенсионного обеспечения является наступление страхового случая,а именно:

При этом накопительные пенсии формируются на добровольной основе и являются своеобразным дополнением к страховой пенсии.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Оснований для установления государственной пенсии закон предусматривает несколько больше, чем для страховой, а именно:

При этом существует ряд социальных пособий и доплат, основным назначением которых является материальная поддержка наименее социально защищенных слоев населения.

Подробней каждый из видов пенсии рассмотрим ниже.

Страховая (трудовая) пенсия

Основным видом российских пенсий специалисты считают страховую. Все дело в том, что граждане, вступившие в систему обязательного пенсионного страхования и, соответственно, получившие СНИЛС, автоматически считаются застрахованными лицами. Страховщиком при этом является непосредственно Пенсионный фонд России.

Основная формула, используемая для расчета страховых пенсий, выглядит следующим образом:

где:
СП — размер ежемесячных выплат;

ИПК — количество накопленных баллов;

СПК — стоимость одного коэффициента;

ФВ — размер фиксированной выплаты.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионные баллы) начисляется за каждый год трудовой деятельности конкретного гражданина в зависимости от поступивших на его лицевой счет страховых платежей и выбранного типа пенсионного обеспечения. Максимальное количество пенсионных баллов за год может быть равно 10, а в случае формирования накопительной пенсии – 6,25.

Особенностью применения пенсионных баллов является их начисление и в ряде нестраховых периодов, в том числе во время прохождения срочной службы, ухода за детьми или инвалидом первой группы.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно индексируется. До января текущего года данный показатель был установлен на уровне 78,58 рубля, после – 81,41 рубля.

При установлении выплат накопленные гражданином баллы будут переведены в денежный эквивалент исходя из стоимости пенсионного коэффициента в году выхода на пенсию.

Рассчитывается значение такого коэффициента по следующей схеме:

СВ — взносы, перечисленные на формирование страховой пенсии;

СМВ — платежи с максимальной взносооблагаемой зарплаты.

В то же время фиксированная выплата является гарантированной государством, поэтому устанавливается в твердом размере с учетом ежегодной индексации. С начала 2018 года ее величина составила 4 982,9 рубля.

Более того, для граждан, решивших выйти на пенсию позже установленного срока, правительство предусмотрело применение повышающих коэффициентов. Для таких пенсионеров стоимость пенсионного балла и фиксированная выплата назначаются в повышенном размере.

По старости

Данный вид пенсионного обеспечения устанавливается при условии:

Следует отметить, что последние два условия ежегодно меняются на определенный процент и к 2025 году составят следующие значения: 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных баллов.

Обратиться за установлением страховой пенсии по старости можно в любой момент, но не ранее возникновения соответствующего права. Гражданам, у которых нет достаточного страхового стажа или требуемого количества баллов, взамен страховой назначается пенсия социального типа.

По инвалидности

Основными условиями назначения данной пенсии является:

В связи с недавними изменениями в законодательстве пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причин наступления нетрудоспособности.

Длительность страхового стажа при установлении права на рассматриваемый вид пенсии значения не имеет, поэтому достаточно даже одного дня официальной работы. В случае полного отсутствия стажа назначается социальное пособие.

По случаю потери кормильца

Для установления страховой пенсии по потере кормильца должны соблюдаться следующие требования:

Пособие по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи погибшего, находившимся на его иждивении. Вследствие этого получателями пенсии могут стать: внуки, дети, один из родителей, неработающий супруг (статья 10 ФЗ №400).

Накопительная пенсия

В отличие от страховой накопительная часть пенсии формируется по желанию будущего пенсионера.

Гражданам младше 1966 года рождения было предоставлено право выбора – перечислять все взносы только на страховую пенсию или направить их часть на формирование накопительной. Тем, кто на работу устраивается впервые, такое право выбора предоставляется в первые пять лет трудовой деятельности.

В России государственная управляющая компания всего одна – «Внешэкономбанк». Все остальные организации являются частными. Однако в обоих случаях все доходы от инвестирования средств зачисляются на счет застрахованного лица за вычетом комиссии в пользу компании.

Ежегодно управляющие компании и пенсионные фонды предоставляют финансовые отчеты о доходности имеющихся средств. Анализ данных показателей позволяет сделать взвешенный выбор того или иного страховщика.

Следует отметить, что накопительные пенсии не индексируются государством, а значит и конечный результат инвестирования средств может оказаться убыточным, что негативно скажется на размере будущих выплат. Более того, вплоть до 2020 года действует мораторий на формирование накоплений, а значит все взносы работодателей идут на формирование лишь страховой части пенсии сотрудников.

Государственная пенсия

Социальная пенсия

Для нетрудоспособных граждан, не имеющих права для получение пенсии страхового типа, в соответствии с ФЗ №166 от 15.12.2001 года устанавливаются социальные выплаты. Основаниями для назначения социальной пенсии может стать наступление пенсионного возраста, инвалидности или потеря кормильца.

Обязательными условиями установления социальных выплат является постоянное проживание на территории РФ и наличие статуса нетрудоспособного лица.

По старости

Государственные пенсии по старости назначаются гражданам, пострадавшим от радиации. При этом условия возникновения права на получение выплаты и ее размер зависят от множества факторов, в том числе от категории гражданина (получателя), выполняемой работы, места и длительности нахождения на загрязненной территории.

В 2018 году государственное пособие рассматриваемого типа может быть назначено по двум законам:

За выслугу лет

Государственные пенсии по выслуге лет положены:

По инвалидности

Размер государственной пенсии по инвалидности также зависит от категории гражданина, к которым относятся:

По случаю потери кормильца

Государственная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в случае смерти:

Правом на государственную пенсию по данному основанию обладают нетрудоспособные члены семьи умершего, в первую очередь – несовершеннолетние дети, супруги и родители. Сумма выплат при этом устанавливается в зависимости от категории получателя.

НПО негосударственное пенсионное обеспечение

Действующее в России негосударственное пенсионное страхование граждан позволяет нашим соотечественникам формировать дополнительную пенсию в добровольном порядке. Для этого достаточно лишь заключить договор с аккредитованным негосударственным пенсионным фондом и в течение оговоренного периода производить платежи.

Источниками финансирования таких выплат являются:

Назначаются негосударственные пенсии при наличии у гражданина права на получение страховой пенсии. При этом данный вид выплат может быть бессрочным или осуществляться в течение оговоренного сторонами срока.

Основные виды социальных доплат и пособий от ПФР

Для отдельных категорий граждан правительство предусмотрело ряд социальных пособий и доплат. Условно их можно разделить на следующие категории:

Таким образом, спектр социальных пособий довольно широк и охватывает все категории наименее социально защищенных граждан.

В России появился новый вид пенсии — так ли это: последние новости

С 1 января текущего года в силу вступил закон ФЗ№162 от 18.07.2017 года, согласно которому детям-подкидышам полагается ежемесячное социальное пособие.

Ранее пенсию по потере кормильца получали только дети, официально признанные сиротами. Подкидышам данное пенсионное обеспечение не полагалось, так как юридически кормильцев (а значит и родителей) у них не было. С принятием данного закона всех детей, оставшихся без попечения родителей, уравняли в правах.

Таким образом, в нашей стране пенсионная система является трехуровневой и базируется на обязательном страховании, государственном и негосударственном обеспечении. При этом выплачиваются пенсии не только пожилым гражданам – сегодня это целый комплекс мер, направленный на оказание материальной поддержки граждан с самого рождения.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам пенсии и государственных пособий, рекомендуем сразу обратиться к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

Вопросы пенсионного обеспечения в России Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Кузина Елена Юрьевна

Проведен обзор текущего состояния пенсионного рынка в России. Рассмотрены соотношение реальных и номинальных значений пенсионных выплат, структура доходов и расходов пенсионеров и влияние источника дохода на величину пенсионных выплат, приведены способы повышения пенсионных выплат.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Кузина Елена Юрьевна,

PENSION QUESTIONS IN RUSSIA

This is the overview of the current situation on the pension market in Russia. Real and nominal pension payment are examined in the article as well as the structure of incomes and expenditures of pensioners and the influence of the source of income. Methods of increasing pension guarantees in Russia are stated below.

Текст научной работы на тему «Вопросы пенсионного обеспечения в России»

ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: пенсионная система, индексация.

Проведен обзор текущего состояния пенсионного рынка в России. Рассмотрены соотношение реальных и номинальных значений пенсионных выплат, структура доходов и расходов пенсионеров и влияние источника дохода на величину пенсионных выплат, приведены способы повышения пенсионных выплат.

E.Yu. KUZINA PENSION QUESTIONS IN RUSSIA Key words: pension system, indexation.

This is the overview of the current situation on the pension market in Russia. Real and nominal pension payment are examined in the article as well as the structure of incomes and expenditures of pensioners and the influence of the source of income. Methods of increasing pension guarantees in Russia are stated below.

Несмотря на периодическую индексацию пенсионных выплат и реформы, осуществляемые правительством Российской Федерации, реальные доходы пенсионеров со временем заметно снижаются. Трудовая пенсия по-прежнему ниже уровня, рекомендуемого Международной организации труда (не менее 40% от заработной платы).

Существует мнение, что пенсионеры больше всего проигрывают в связи с повышением цен на потребительские товары. Для того чтобы понять, насколько пенсионные выплаты чувствительны к изменению цен, как часто должна происходить индексация пенсионных выплат в условиях российских реалий, а также определить, какие экономические меры могут повысить уровень жизни пенсионеров в России, необходимо рассмотреть структуру их доходов и расходов, насколько каждая из составляющих чувствительна к изменению уровня цен.

Пенсионная статистика в России. Численность людей пенсионного возраста составляет практически четверть населения России. По данным Госкомстата, численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, увеличилась с 37 млн в 1995 г. до 38,3 млн в 2006 г. Вместе с тем количество пенсионеров на 1000 человек населения увеличилось с 250 в 1995 г. до 270 в 2006 г. Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, снизилась с 1,8 в 1995 г. до 1,75 человека в 2006 г. Таким образом, одновременно с увеличением численности пенсионеров с каждым годом сокращается и численность лиц трудоспособного возраста, занятых в экономике. Данный тренд в России начал проявляться с середины 1990-х годов, что несомненно ускорило принятие решений в связи с необходимостью реформирования пенсионной системы. С одной стороны, в последние годы правительством предпринимались меры для увеличения средней величины пенсионных выплат до уровня прожиточного минимума пенсионеров (с 2001 г. средний размер назначенных пенсий выше величины прожиточного минимума для пенсионеров). Однако если посмотреть на реальный размер назначенных пенсий, он снижается (рис. 1). До сих пор ни одна из проведенных реформ не приблизила к желаемой цели — достойному пенсионному обеспечению российских граждан при достижении пенсионных оснований.

Социально-экономические последствия индексации пенсионных выплат [1]. В сложившейся ситуации повлиять на реальный размер пенсии можно, снова кардинально изменив структуру пенсионной системы, которая позволит увеличить среднюю величину пенсионных выплат, либо изменив подход к расчету среднего размера пенсии, т.е. подняв пенсионный возраст или увеличив налоговую нагрузку на занятое в экономике население.

Рис. 1. Реальный размер назначенных пенсий, к соответствующему периоду прошлого года, %

Повышение пенсионного возраста зависит от средней продолжительности жизни: в России продолжительность жизни у мужчин в 2007 г. составила 61,4 года, у женщин — 73,9 года. В настоящее время пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет. Средняя продолжительность жизни мужчин только в последние годы превысила пенсионный возраст, таким образом, основания для повышения пенсионного возраста у мужчин не может быть. Руководствуясь практикой европейских стран, пенсионный возраст у женщин можно увеличить до 60 лет, что поможет снизить нагрузку на экономически активное население, а также увеличит показатель количества занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера.

В Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется периодическая индексация пенсионных выплат, которая помогает решить две задачи: снимает социальную напряженность, компенсируя снижение реальных доходов, и обеспечивает платежеспособный спрос населения, вследствие чего производство не снижается, а инвестиции осуществляются на том же уровне. Однако это характерно только для стран с развитой экономикой и насыщенным рынком. В условиях дефицитного рынка индексация будет способствовать более высокому уровню инфляции.

Также следует учитывать ограничительные факторы при построении механизма индексации: индекс потребительских цен, уровень индивидуальных доходов, дифференцированность источников индивидуальных доходов. В разрезе пенсионных выплат эти факторы не играют существенной роли, так как индекс потребительских цен напрямую отражает снижение реального размера пенсий, источник дохода — практически однородный, а коэффициент замещения трудового дохода пенсией достаточно низок. Таким образом, именно индексация служит основной мерой социальной защиты пенсионеров от роста цен и тарифов.

Международная практика индексации доходов не имеет однозначного ответа на вопрос о необходимости индексаций и их значения в силу того, что инфляционный процесс не прекращается, а лишь растягивается на более продолжительный срок. Но, несмотря на это, подобный метод является отличным инструментом социальной защиты для отдельных групп населения.

В связи с высокой инфляцией в 2009 г. Правительство РФ планирует провести четыре повышения пенсионных выплат, объем которых будет выше забюджетиро-ванных в 2008 г. К сентябрю 2009 г. было произведено три индексации: с 1 марта 2009 г. базовая часть трудовой пенсии и социальная пенсия были увеличены на 8,7% [6], до 1950 руб.; с 1 апреля 2009 г. в России на 17,5% увеличился размер страховой части трудовой пенсии по старости (по первоначальным планам увеличение должно было составить 15,6%); с 1 августа на 7,5% была проиндексирована страховая часть. До конца 2009 г. пенсии будут повышены еще один раз — с 1 де-

кабря базовая часть пенсии будет увеличена на 31,4%, до 2562 руб. Таким образом, к концу года правительство выполнит данное ранее обещание «довести уровень социальной пенсии до среднего прожиточного минимума по стране» [7].

От других видов возрастных групп пенсионеров отличает и их структура расходов. После наступления пенсионного возраста большая статья расходов приходится на питание, покупку лекарственных средств, а также на оплату жилищно-коммунальных услуг. Как правило, именно эти статьи расходов увеличиваются гораздо в большем размере, чем средний уровень потребительских цен или инфляция.

Объективным фактором роста расходов пенсионеров служит рост стоимости минимального набора продуктов питания для пенсионеров (рис. 2).

Рис. 2. Структура бюджета прожиточного минимума пенсионеров, %

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» в минимальном наборе продуктов питания для пенсионеров — хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты и рыбопродукты, молокопродукты, яйца, масло растительное и маргарин, соль, чай, специи. Минимальный набор непродовольственных товаров включает в себя как товары индивидуального пользования (одежду, обувь, белье и прочее), так и предметы общесемейного пользования (постельное белье, мебель, культурно-бытовые и хозяйственные товары). Расходы на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства также входят в минимальный набор.

Если посмотреть на отдельные составляющие минимального набора и проанализировать, насколько они подвержены инфляции, можно увидеть, что индекс изменения цен даже опережает уровень инфляции. Например, рынок молочных продуктов подорожал на 18%, больше чем на других сегментах продовольствен-

ного рынка . По данным DSM Group, в 2008 г. индекс цен на коммерческом сегменте рынка готовых лекарственных средств составил 14% [3].

В разрезе структуры доходов и расходов пенсионеров государство должно обеспечивать больший рост доходов по сравнению с расходами, чтобы реальный доход увеличивался. Необходимо ввести государственное регулирование образования цен на продукты питания, которые входят в минимальный набор для пенсионеров. Также следует ужесточить правила ценообразования на лекарственные средства, так как статья расходов на них достаточно велика.

Добровольные пенсионные накопления как статья расходов населения. В существующих демографических, социальных и экономических реалиях необходимо развивать не только государственную (обязательную) пенсионную систему, но и добровольное индивидуальное и корпоративное пенсионное обеспечение.

Развитие пенсионной системы означает, что значительная доля активов должна быть передана в сферу доверительного управления, где основными участниками являются негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, страховые компании и банки, предлагающие разнообразные пенсионные программы и продукты. Пенсионный фонд РФ сотрудничает с 132 негосударственными пенсионными фондами и 59 управляющими компаниями [4]. Основное отличие функционирования негосударственных пенсионных фондов других участников в сфере доверительного управления — это некоммерческая основа. До принятия закона «Об обязательном страховании банковских вкладов» негосударственные пенсионные фонды были самой сбалансированной финансовой структурой с точки зрения соотношения «риск-доходность». В настоящее время на пенсионном рынке есть интересные предложения и за рамками негосударственных пенсионных фондов. Например, банковские продукты, которые, в сущности, являются накопительными программами. Страховые компании предлагают аннуитетные выплаты при наступлении пенсионных оснований. Управляющие компании ставят перед собой цель извлечь максимальную прибыль из пенсионных накоплений благодаря принципам доверительного управления.

Пенсионная политика, направленная на каждого гражданина в отдельности, является, по сути, политикой долгосрочной перспективы. Для того чтобы в доходах будущих пенсионеров превалировала статья пенсионных выплат из негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, управляющих компаний и банков, необходимо иметь статью расходов на добровольные пенсионные накопления среди трудоспособного населения в настоящее время.

По данным Госкомстата, в 2007 г. 12,5% доходов населения уходило на обязательные платежи и разнообразные взносы. Этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным показателем 2000 г. в 1,6 раза. В эту статью расходов включаются налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты. Если учесть, что большую часть обязательных платежей составили налоговые сборы и проценты за кредиты, что было характерно для 2007 г., то можно получить незначительный удельный вес добровольных страховых взносов, которые включали в себя как пенсионные накопления, так и взносы по страхованию жизни.

В 2008 г. Правительство предприняло грандиозные меры по стимулированию населения к добровольным пенсионным накоплениям. Федеральный закон № 56 от 30.04.2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» гарантирует, что государство будет осуществлять

1 Исследование №е1Беп: исследования РМСО-рынка, проведенного компанией №е1Беп в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с середины 2007 г. по середину 2008 г. // http://www.advertology.ru/article66592.htm.

софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан при формировании самими гражданами накопительной части трудовой пенсии. По данным статистики Пенсионного фонда Российской Федерации, на конец сентября 2009 г. в программе участвует 1,6 млн человек, что составляет 1,8% от общего трудоспособного населения РФ2. В этой связи следует повысить информированность населения о предпринимаемых государством программах.

Статья расходов на добровольные пенсионные накопления может также быть увеличена при росте среднего располагаемого дохода. В этой связи необходимо проводить соответствующие фискальные реформы для увеличения доходов экономически активного населения в России.

Таким образом, на сегодняшний день правительство объявило об очередной реформе структуры пенсионной системы: все три составляющие пенсии (базовая, страховая и накопительная части) теперь будут зависеть от того, сколько за весь трудовой период за каждого человека перечислялось страховых взносов в Пенсионный фонд. Вместо единого социального налога работодатель будет платить отдельно в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, а также в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, причем в 2010 г. процент выплат будет аналогичным отмененному единому социальному налогу, т.е. 26% (из них 20% — в Пенсионный фонд), а начиная с 2011 г. в Пенсионный фонд будет перечисляться 26%. Таким образом, нагрузка на работодателя, а значит, и на экономически активное население, увеличится в ближайшем будущем. С 2015 г. планируется ввести систему дифференциации фиксированного базового размера пенсии: устанавливается 30-летний уровень трудового стажа, при достижении которого каждый сможет получать базовую часть трудовой пенсии. За каждый год трудового стажа, превышающий этот уровень, планируется повышение на 6% фиксированной базовой пенсии, также предусмотрено и снижение за каждый год, не достающий до 30 лет трудового стажа.

Очередная волна реформирования структуры пенсионной системы ведет к увеличению нагрузки на занятое в экономике население и косвенно несет в себе стимулирующие меры к увеличению числа экономически активного населения. Последнее означает, что большее количество людей будет продолжать работать при достижении пенсионных прав.

Наряду с этим необходимо развивать добровольное пенсионное страхование. Государство должно поддерживать негосударственные пенсионные фонды, страховые и управляющие компании, банковские продукты, предоставляя возможность вкладывать пенсионные деньги в долгосрочные финансовые активы, а также осуществлять контроль за эффективностью управления подобными активами. Стоит уделить особое внимание созданию системы страхования пенсионных вкладов, которая позволит устойчиво переносить колебания финансовых систем. Необходимо стимулировать население для формирования добровольных пенсионных накоплений как в рамках обязательного, так и в рамках добровольного пенсионного страхования. Любая реформа должна быть комплексной, поэтому наряду с развитием пенсионного и страхового рынков необходимо уделить особое внимание развитию фондового рынка, деятельность которого позволит достигнуть ожидаемого результата при выборе определенного соотношения риска-доходности.

1. Пешехонов Ю.В. Социально-экономическое значение и последствия индексации денежных доходов населения / Ю.В. Пешехонов // Социальные риски в рыночной экономике и политика их смягчения. VII Мильнеровские чтения. 18 декабря 2003 г. / науч.ред. Э.Б. Гилинская. М: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004. 464 с.

2 Согласно оперативной информации Госкомстата РФ численность населения РФ трудоспособного возраста составляет 89 млн человек.

Что занимает наибольший объем в пенсионных выплатах в Российской Федерации

В IV квартале 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г., в рамках общей тенденции, наблюдалось существенное снижение индекса потребительской уверенности у лиц в возрасте 50 лет и старше — на 12 процентных пунктов.

Более подробные данные о состоянии пенсионного обеспечения и демографических тенденциях в стране, а также о численности пенсионеров и размере пенсии по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

Социальное обеспечение — предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Пенсионеры — лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями.

Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реальный размер назначенных пенсий — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом — в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации — в субъектах Российской Федерации. Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации — в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации — в субъектах Российской Федерации.

Покупательная способность среднего размера назначенных пенсий отражает потенциальные возможности пенсионеров по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднего размета назначенных пенсий. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма назначенной пенсии будет направлена только на эти цели.

Инвалидность означает социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Стационарное учреждение социального обслуживания престарелых и инвалидов — медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей), нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Регулярная денежная выплата — выплата, введенная в связи с изменением формы предоставления льгот, а также все виды выплат (доплат), производимые отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с регулярной периодичностью (ежемесячно или ежеквартально), за исключением денежных компенсаций.



Единовременная денежная выплата — выплата, осуществляемая один раз в год, а также другие выплаты, имеющие нерегулярный характер, за исключением денежных компенсаций.

Денежная компенсация — полное или частичное возмещение гражданам затрат на приобретение товаров и услуг, имеющее целевой характер.

Малоимущее население — население, доходы которого не превышают величину прожиточного минимума. Показатель рассчитывается на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в котором доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.

Индекс потребительской уверенности — обобщающий (композитный) индекс, который рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Статистический бюллетень 2010 года
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

»

Следующая
ПенсииЧто такое социальная выплата к пенсии

Это важно знать:  Когда может быть осуществлено обращение за выплатой накопительной пенсии
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector