+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям

Июльские цены на ресурсы

В конце прошлой недели Новокузнецкий городской Совет народных депутатов утвердил размер субсидии ресурсоснабжающим организациям из городского бюджета, установив предельный рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2020 года — 3 процента. Правда, с публикацией решения немного затянули, но к вечеру вторника новые цены на “коммуналку” стали доступны потребителям.

Детально изучат, а потом дифференцируют

Правительство решило отложить на неопределенный срок обсуждение вопроса введения дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения, в том числе соцнормы потребления. Власти говорят, что изучат финансовые последствия такого шага для разных категорий граждан. Не будут пока отменять и понижающие коэффициенты для квартир с электроплитами и частного сектора.

Сколько платить за “квадрат”

Депутаты горсовета определились с размером платы за содержание жилого помещения

Всё выше и выше.

Правительство России установило предельные индексы изменения платы за коммунальные услуги в субъектах на 2017 год. Для Кемеровской области установлен средний индекс 5,9 процента. Больше этого значения — только в Якутии, Камчатском крае, Санкт-Петербурге и Москве. Новые суммы в платежках у граждан появятся во втором полугодии.

Реконструкция будет. Но позже

Четвертого октября хоккейный матч “Металлурга” и ХК “Тамбов” посетили губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев и заместитель министра спорта России Павел Новиков. Во время одной из пауз губернатор взял микрофон и торжественно объявил, что в 2023 году международные зимние игры “Дети Азии” пройдут в Кузбассе, а их центром будет Новокузнецк.

“Милосердие” и наручники

Около года уже идет процесс по обвинению восьми фигурантов в вымогательстве акций АО “Разрез Инской”. Процесса, беспрецедентного для Кузбасса по составу и уровню обвиняемых.

Узнайте больше, проверяйтесь чаще

В прошедший четверг, 3 октября, по инициативе медиков Новокузнецкой городской клинической больницы № 1 на площадке перед одним из гипермаркетов состоялась масштабная акция “Сердце для жизни”. Цель акции — повысить информированность горожан о сердечно-сосудистых заболеваниях, профилактике ишемической болезни сердца и инсультов мозга.

Мисс Россия 2020

Голосуйте за свою «Мисс Вдохновение»!

Конкурс «Слово и дело»

С 1 июля 2017 года по 30 мая 2018 года проводится журналистский конкурс имени Сергея Чугуряна

Уважаемые предприниматели!

Застолбите свое место в формируемом путеводителе по компаниям и организациям города от газеты «Кузнецкий рабочий».

Наша «Ярмарка предложений» — это не только привлечение к себе покупателей и клиентов, это — и раскрутка, продвижение вашего сайта.

Реконструкция будет. Но позже

У Кузнецова всё остаётся без перемен: он может только кое-что покрасить, кое-что немножко подремонтировать да подлатать, где-то подмести, положить кое-где асфальт. Вот все его способности! Главное — ни в чём не перечить губернатору! А тот тем временем в своём Кемерове вновь затеял стройку мирового класса — гигантскую ледовую арену с трибунами на 6 тысяч человек и общей стоимостью 7,5 млрд руб.! Вот так-то! Зачем в усыхающем городе строить что-то капитальное и современное?! Достаточно подремонтировать старое. Я уж писал и о культурном «кластере» в Новокузнецке, .

Со столичных рельсов

Ну, ношу же я одежду внука. Еще годная, стильная, а парню нужно ведь красоваться перед девками? Не выбрасывать же кожаную куртку, козырную шляпу, «рваные» джинсы?:)

Дорогу отобрали

Кому лечить наших детей?

На мой взгляд — только Референдум! Поднять Область на демонстрации и прочее невозможно!Надеяться на благоволие начальства — глупо!:oops:

Подписка на «Кузнецкий рабочий»

  • Подписка на бумажный вариант газеты: традиционная подписка на газету с различными вариантами доставки.
  • Подписка на газету в электронном виде в формате PDF: полная копия бумажного варианта — со всеми без исключения статьями, программой ТВ, анекдотами, сканвордами.

О порядке расчета размера возмещения недополученных доходов регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)

1 июля 2014 года Правительством РФ был издан документ, призванный усовершенствовать нормативное регулирование политики долгосрочного регулирования цен (тарифов) организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения.

Таким документом является постановление Правительства РФ № 603 (далее по тексту — Постановление), нормы которого вступили в законную силу 15 июля 2014 года (нормы Постановления вступают в законную силу по истечение 7 (семи) дней с момента официального опубликования (впервые опубликованы 07.07.2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). — Прим. авт.) и предусматривают:

Это важно знать:  Приказ о выплатах от полутора до 3 лет в 2020 году

■ Правила расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности (далее по тексту — Правила);

■ Правила определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта РФ или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения;

■ изменения, которые вносятся в Основы ценообразования в соответствующих сферах, утвержденные Правительством РФ.

Следует отметить, что издание Постановления обусловлено положениями отраслевого законодательства (представленного в настоящий момент Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30.12.2004 г № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нормативными правовыми актами, принятыми в развитие названных федеральных законов), которыми было закреплено требование о компенсации регулируемым организациям за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в случаях принятия регулирующими органами решений:

1) об изменении долгосрочных тарифов регулируемых организаций;

2) об изменении необходимой валовой выручки (далее по тексту — НВВ) регулируемых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в соответствующей сфере деятельности на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов);

3) об изменении долгосрочных параметров государственного регулирования цен;

4) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Такие решения регулирующих органов м.б. приняты при соответствующем внесении изменений в закон субъекта РФ или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В развитие названных положений требования Постановления предусматривают:

1. Перечень случаев, на которые требования о расчете возмещения недополученных доходов не распространяются.

Такими случаями являются (пункт 4 Правил):

■ корректировка цен (тарифов), размера НВВ и иные случаи, предусмотренные Основами ценообразования в соответствующих сферах;

■ если решения органа регулирования об изменении долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), и (или) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях (далее по тексту — решения регулирующего органа), принимаются на основании решения Правительства РФ, связанного с существенным ухудшением экономической конъюнктуры (за исключением случая инициативного принятия решения органа регулирования о возмещении в данном случае недополученных доходов регулируемым организациям за счет бюджета субъекта РФ или местного бюджета);

Справочно: так, например, в соответствии с частями 6.3-6.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Правительство РФ вправе принять решение о возможности изменения на период до 3-х лет долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) НВВ теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем ВВП в постоянных ценах за один из кварталов текущего года меньше, чем объем ВВП в соответствующем квартале предыдущего года.

В случае принятия решений регулирующего органа на основании решения Правительства РФ компенсация недополученных доходов теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в обязательном порядке не осуществляется.

■ если решения регулирующего органа планируется принять в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.

2. Порядок расчета размера возмещения недополученных доходов (пункты 5-12 Правил).

В частности, обращают на себя внимание следующие требования:

1) расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования до принятия решения регулирующего органа (пункт 5 Правил).

Проблема: Правила не определяют и не регулируют порядок возмещения недополученных доходов в случаях, связанных с принятием решений регулирующих органов с нарушением установленного требования, а равно в отсутствие соответствующего расчета размера возмещения недополученных доходов.

2) размер возмещения недополученных доходов за каждый год определяется по формуле как разница между НВВ, которую регулируемая организация должна получить, если не будут приняты решения органа регулирования, и НВВ, которую регулируемая организация получит при принятии соответствующего решения (пункт 7 Правил);

Это важно знать:  Департамент соц обеспечения: выплаты

3) при расчете размера возмещения недополученных доходов применяется метод регулирования тарифов, который использовался при установлении тарифов регулируемой организации до принятия решений органа регулирования (если органом регулирования не планируется изменение метода регулирования) (пункт 9 Правил).

Важно: размер возмещения недополученных доходов, выплаченных или подлежащих выплате регулируемой организации, не подлежит учету при установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении соответствующих регулируемых организаций в текущем и последующих периодах регулирования (пункт 17 Правил).

Справочно: требования к содержанию расчета размера возмещения недополученных расходов определены пунктом 13 Правил.

3. Порядок выплаты недополученных доходов регулируемой организации (пункт 2 Постановления).

Уполномоченные органы перечисляют организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (в отношении которых не принято решение о ликвидации), причитающиеся им средства в качестве возмещения недополученных доходов в последнем квартале каждого года долгосрочного периода регулирования.

При этом обязательным условием предоставления возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, содержащего в т.ч. порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами.

Справочно: органы регулирования до 1 апреля года, следующего за годом, в котором регулируемым организациям были возмещены недополученные доходы, на основании фактических данных о результатах деятельности регулируемых организаций рассчитывают по формуле, предусмотренной пунктом 15 Правил, в отношении каждой регулируемой организации величину корректировки размера возмещения недополученных доходов, которая вычитается из размера возмещения недополученных доходов, подлежащего выплате соответствующей регулируемой организации в текущем финансовом году (пункты 15, 16 Правил).

Проблема: требования к порядку заключения договора (соглашения), его форме и условиям в утвержденном Постановлении отсутствуют, что дает основания для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов в части необоснованного отказа/затягивания его заключения, направленного на создание формального основания для отказа в компенсации регулируемой организации недополученных доходов.

Важно: расчет размера возмещения недополученных доходов не является основанием для выплаты недополученных доходов, если:

■ решения органа регулирования не были приняты;

■ в течение периода регулирования органом регулирования были приняты не только решения, которые привели к возникновению недополученных доходов, но и решения, отменяющие указанные решения, при условии, что у регулируемых организаций не возникли и не возникнут недополученные доходы в результате указанных решений органа регулирования (пункт 13 Правил).

4. Исключение из требования о возмещении недополученных доходов применительно к решениям регулирующих органов, принятым до 2015 года.

Так, например, в соответствии с пунктом 52 (1), вносимым в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные ПП РФ от 22.10.2012 г. № 1075, в случае возникновения у регулируемых организаций недополученных доходов, связанных с изменением в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года, долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, определенной на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) долгосрочных параметров регулирования, и (или) установлением долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях, возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении» не осуществляется.

Справочно: аналогичные по содержанию изменения внесены Постановлением также в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 29.12.2011 г. № 1178, и Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. ПП рФ от 13.05.2013 г. № 406.

Вывод

Утвержденные Постановлением нормативные изменения направлены на совершенствование системы ценообразования в регулируемых сферах деятельности и закрепление порядка реализации механизма компенсации недополученных доходов, что, в целом, заслуживает положительной оценки.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что с юридико-технической точки зрения нормы Постановления сформулированы таким образом, что не позволяют назвать механизм компенсации однозначно обеспечивающим возмещение регулируемым организациям недополученных доходов, возникающих в результате принятия регулирующими органами соответствующих тарифных решений.

В связи с указанным нельзя исключать возможность возникновения в правоприменительной практике конфликтных ситуаций, связанных с неоднозначным толкованием и (или) некорректным применением регулирующими органами закрепленного механизма компенсации выпадающих расходов.

Возмещение выпадающих доходов

Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения

Установление тарифа в сфере энергетики – детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.

Энергоснабжающие организации – коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда – и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.

С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля – граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.

Фабула дела

Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.

Это важно знать:  Компенсация за гараж при сносе в СПб

В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.

Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.

Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.

Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат – следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.

Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Позиция суда

1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;

2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;

3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:

4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;

a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;

b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;

c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;

d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.

Комментарии

1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;

2. Проект нормативно-правового акта и в дальнейшем – непосредственно вступивший в силу нормативно-правовой акт, утвердивший тариф, – подлежат анализу со стороны ресурсоснабжающей организации для выявления рисков его дальнейшего применения;

3. Рассматриваемое дело, вполне возможно, вновь дойдет до суда кассационной инстанции, пройдя через первую и вторую: документ об определении размера тарифа и действия органа, его утвердившего, неоднозначны, а поднимаемые постановлением вопросы сложны и достаточно спорны в правовой квалификации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

»

Следующая
КомпенсацииВам поступила выплата от ПФР

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector