Компенсация в дефектологии

В трудах Выготского не только раскрывалась сложная структура дефектов в плане неравномерного развития психических функций (неравномерность степени и тяжести нарушения различных психических процессов, что было очень важным для коррекции дефектов развития у детей) и своеобразия межкомпенсаторных процессов у аномальных детей, но и по-новому интерпретировалось понятие первичных и вторичных симптомов, своеобразное соотношение первичных и вторичных нарушений в ходе аномального развития при несвоевременном или неправильном педагогическом воздействии. Структура дефекта, как установил Выготский, не сводится к симптомам, непосредственно связанным с поврежденными биологическими системами (анализаторными или центральными органическими поражениями), что Выготский относил к первичным симптомам нарушения. Недоразвитие высших психических функций и социальной стороны поведения Выготский считал вторичными отклонениями, непосредственно не связанными с основным, первичным дефектом, но обусловленными им. Он показал, как это соотношение первичных, вторичных и доследующих наслаивающихся на них отклонений аномального развития усложняет структуру дефекта и правильное его понимание. Он проанализировал также условия для предупреждения или преодоления этих отклонений развития. По его наблюдениям, правильное обучение и воспитание помогают преодолеть причины, которые порождают вторичные — третичные отклонения. При этом центральной областью компенсации Выготский считал повышение культурного развития, развития высших психических функций, сферы общения, усиление социально-трудовых коллективных отношений. [10; С.367]

В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации и проблемы обучения аномальных детей было выдвинутое Л.С. Выготским положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. В своих более поздних работах Л.С. Выготский не раз возвращался к вопросу об обходных путях развития, отмечая их большую значимость для процесса компенсации. «В процессе культурного развития, — пишет он, — у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в развитии ненормального ребенка. Если этот ребенок не может достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становится основой его компенсации».

Л.С. Выготский в свете разработанной им проблемы компенсации указывал, что вся дефектологическая педагогическая практика состоит из создания и использования обходных путей культурного развития ненормального ребенка». [4; С.258] Это, по выражению Л.С. Выготского, «альфа и омега» специальной педагогики. Вот, как об этом пишет Л.С. Выготский: » Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, расхождение, обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка. Оба ряда не совпадают, расходятся, не образуют слитного, единого процесса

Пробелы и пропуски в одном ряду вызывают в другом ряду иные пробелы и в иных местах. Обходные пути культурного развития создают особые, как бы нарочито построенные в экспериментальных целях формы поведения». [4; С.259] Итак, в работах 20-х гг. Л.С. Выготский лишь в наиболее общем виде выдвигал идею замены биологической компенсации социальной.

Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. И как главную особенность аномальной психики выделял расхождение биологического и культурного процессов развития.

Таким образом, Л. С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологических и социальных факторов. Положения, выработанные Л. С. Выготским почти 50 лет назад, не только остаются актуальными по сегодняшний день, но и получили свое дальнейшее развитие в работах отечественных ученых: А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьева, В. В. Лебединского и других.

Распространенность нарушений развития в детском возрасте

Особенности психического развития детей с интеллектуальными нарушениями различной степени.

Понятия коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации

Современная зарубежная специальная педагогика отличается в большинстве развитых стран мира гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контексте. Сохраняется и некоторая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, но она используется в более узком профессиональном кругу и не является языком общения специалистов с воспитанниками, учащимися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с общественностью, в средствах массовой информации.

Мы уже говорили о том, что с середины 90-х гг. активнее начали использовать такие термины как: «коррекционная педагогика» и «лечебная педагогика». Термин «лечебная педагогика» по сущности означает лечение больных педагогическими методами. Однако понятно, что педагогика не может выполнять несвойственные ей функции и претендовать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев действительно нуждаются в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением.Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в развитии как о больных.

Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немецкой литературе 19 века. В России этим термином пользовались врачи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, которые в первые десятилетия ХХ в. занимались лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

Коррекция(лат. correction — исправление)– определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатков или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно–воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

Это важно знать:  Почетный металлург России: льготы и выплаты

В рамках единого учебно–воспитательного процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно–развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально–волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно–развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация(лат. compensation – возмещение, уравновешивание) –это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов).

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Адаптация школьная(лат. adaptio — приспособлять) –это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с особыми образовательными потребностями не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой является хроническая неуспеваемость, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, асоциальное поведение.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация(лат. rehabilitation — восстановление).Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитацияэто применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Это определение адекватно тому, которое принято в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.

Реабилитация социальная– это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Это сложное многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через:

· Медицинскую реабилитацию – лечение недостатков, снятие последствий дефекта.

· Психологическую реабилитацию – снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов.

· Педагогическую реабилитацию – восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных качеств.

Социальная реабилитация – это своего рода итог всей коррекционно–педагогической деятельности.

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация»(от лат. habilis– быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании.

«Абилитация» –система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем особенность организации воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении?

2. Какие методы воспитания Вы можете выделить?

3. Назовите категории специальной педагогики.

Тест на усвоение материала:

1. Система наиболее общих и устойчивых требований, определяющих характер и особенности деятельности это — :

а) методы; б) формы; в) принципы; г) способы.

2. Кто в 1908 году в Москве основал школу-санаторий для «исключительных детей»:

а) Е.К. Грачева; б) В.П. Кащенко;

в) Л.С. Выготский; г) Г.Я. Трошин.

3. К первичным дефектам не относится:

а) частные и общие нарушения функций центральной нервной системы;

б) явление ретардации;

в) нарушения межфункциональных связей;

г) социальная депривация.

4. Что не является личностной реакцией на первичный дефект:

а) игнорирование; б) вытеснение;

в) интроекция; г) гиперкомпенсация.

5. Кто предложил для изучения личности ребенка «метод психологических профилей»:

а) Г. И. Россолимо; б) Г.Я. Трошин;

в) П.П. Блонский; г) Л.С. Выготский.

6. Многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизических функций организма называется — :

а) компенсация; б) реабилитация;

в) депривация; г) абилитация.

7. Возникает в ходе развития ребенка с особыми образовательными потребностями в том случае, если социальное окружение детерминирует отклонения в личностном развитии:

а) вторичный дефект; б) первичный дефект; в) регресс; г) акселерация.

8. Что не входит в психотерапевтическую коррекцию по В.П. Кащенко:

а) гипноз, убеждение, психоанализ;

б) внушение и самовнушение;

в) выработка систематичности и выдержки в работе;

г) укрепление слабой воли.

9. К категориям специальной педагогики не относится:

Понятие компенсации и коррекции в дефектологии.

Коррекция (лат. correctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефек­тов (например, коррекция произношения или зрения), так и цело­стное влияние на личность аномального ребенка в целях достиже­ния положительного результата в процессе его обучения, воспита­ния и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обо­значается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Это важно знать:  Новелла: конечно я требую компенсацию

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные осо­бенности аномального развития личности в целом, поскольку вся­кий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а сни­жает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности ано­мальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный про­цесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа пре­дусматривает обогащение представлений аномальных детей об ок­ружающей действительности, формирование навыков самообслу­живания, произвольных движений и других видов деятельности взависимости от типов специальных школ и возраста их воспитан­ников.

В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществ­ляется в процессе обучения аномальных детей общеобразователь­ным знаниям. Большие возможности для коррекционно-воспита- тельной работы открывает трудовое обучение, в процессе которо­го формируются не только профессиональные умения, но и воспи­тываются навыки планирования своей работы, умения руководст­воваться словесными инструкциями, критически оценивать каче­ство работы и т.п.

Таким образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обучении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают исключительное влияние на коррекцию де­фектов их умственного и физического развития.

Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных де­тей и исправления отдельных личностных недостатков и отклоне­ний в поведении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивидуальные особенности детей с применением в необходимых случаях охранительного режима либо соответствующих форм обучения, стимулирующих интенсивную умственную деятельность.

С целью коррекции недостатков важно создать условия для об­щения аномальных детей с нормально развивающимися. В ряде слу­чаев аномальным детям необходимы лечебно-коррекционные меро­приятия (лечебная физкультура, массаж, артикуляционная и ды­хательная гимнастика, применение медикаментозных средств и др.).

Система коррекционно-воспитательной работы строится на ак­тивном использовании сохранных возможностей аномального ре­бенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образно­му выражению Л. С. Выготского, что позволяет развивать нару­шенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все они направ­лены на разностороннее физическое и психическое развитие де­тей.

Компенсация (лат. compensatio — возмещение, уравновешива­ние)— замещение или перестройка нарушенных или недоразви­тых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приоб­ретенных аномалий.

Так, компенсация функций зрительного анализатора у ребен­ка, родившегося слепым, возможна преимущественно через раз­витие осязания, т. е. с помощью сенсорной системы кожного и ки­нестетического анализаторов.Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. Компенсация нарушенных функций у человека «представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологи­ческих и социальных явлений. Определяющими в развитии про­цессов компенсации у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности».

У аномальных детей в процессе компенсации происходит фор­мирование новых динамических систем условных связей, исправ­ление нарушенных или ослабленных функций, развитие личности.

Диалектико-материалистическое понимание компенсации нару­шенных функций в дефектологии основывается на том, что при аномальном развитии сохраняются тот же принцип про­текания нервных процессов, та же решающая роль социальных факторов в становлении и развитии психической деятельности, что и в норме.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное наруше­нием одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресур­сов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возмож­ности развития функций.

В этой связи Л. С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобра­зие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нор­мального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни но­вые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если сле­пой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нор­мальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка».

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженный орган, Л. С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а актив­ным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первич­ный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социаль­но-психологическая реализация. Процессы компенсации не в со­стоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодо­леть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому Л. С. Выгот ский считал социальное воспитание аномального ребенка, основан­ное на методах социальной компенсации его природного недос­татка, единственным научно состоятельным и верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отноше­ния, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздейст­вие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно- воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, пре­дупреждает вторичные последствия нарушений органов и способ­ствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Приемы коррекционно-воспитательной работы последовательно применяются на всех этапах развития, так как компенсация нару­шенных функций формируется’ не сразу, а постепенно, согласно определенным закономерностям.

Это важно знать:  Субсидия и компенсация - в чем разница

Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка. Однако для некоторых форм аномального раз­вития пределы компенсации ограничены. Так, при грубых анома­лиях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов. Но это не означает фа­тально предопределенных пределов развития умственно отсталых детей. Определенный положительный уровень познавательной дея­тельности, достигаемый в процессе коррекционно-воспитательной работы, позволяет говорить о значительных потенциальных воз­можностях умственно отсталых детей.

В связи с тем что аномальные дети весьма подвержены небла­гоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, пси­хические перегрузки и стрессы), компенсаторные механизмы мо­гут разрушаться. ГТри этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией. Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к не­устойчивости и ослаблению психических процессов. В таком со­стоянии ребенок нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.

. Успешность компенсации будет зависеть: — от генетического потенциала; — от адекватности педагогических воздействий психологическим осо­бенностям; — от собственных компенсаторных возможностей ребенка (количества
сохранных функций и систем организма и их интеграция); — от конкретных требований, составляющих социально- психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек. Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.
Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна и др.
Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций — внутрисистемную и межсистемную.
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).
Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.
Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).
Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.
Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержание четвертой фазы.
Пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.
Временная длительность указанных этапов может быть различной, что зависит от характера нарушения, его выраженности и от индивидуальных особенностей организма. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.
Первый— биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй— психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи плохо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особенностей человека. Кроме того, механизмы защиты способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида.

»

Следующая
КомпенсацииБланк заявления о выплате пособия по временной нетрудоспособности 2020, образец заполнения

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector