Особенности социально-педагогической помощи трудным детям

В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация для человека. Оно обозначает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которой он не всегда может найти достойный выход.

Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в ней, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим ребенок.

В Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1] определены типичные трудные для ребенка жизненные ситуации, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Такой ситуацией, в частности, является утрата попечения родителей. Она может иметь место в ряде случаев:

  • – смерть родителей;
  • – отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;
  • – самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей;
  • – родители не могут по тем или другим причинам выполнять обязанности по отношению к детям (например, по состоянию здоровья);
  • – длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);
  • – ограничение родителей в родительских правах, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для него (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств);
  • – лишение родителей родительских прав – мера, применяемая к родителям, не выполняющим обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющим родительскими правами;
  • – невозможность по тем или иным причинам выполнения родителями своих родительских прав (отбывание родителями наказания; признание родителей недееспособными (физические возможности или психические отклонения); нахождение семьи в кризисном состоянии, не позволяющем родителям выполнять обязанности по отношению к ребенку (отсутствие работы и занятие ее поиском, тяжелые материальные условия);
  • – дети, оказавшиеся в состоянии, когда им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита.

В обязанности родителей входит:

  • – содержание детей;
  • – создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
  • – быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
  • – воспитание детей.

Невыполнение или недостаточное выполнение родителями указанных обязанностей влечет за собой административные меры со стороны государства: ограничение или лишение родительских прав. Их применение направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, их защиту от жестокого обращения со стороны родителей и других злоупотреблений. Они могут осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.

Законодательство и исследователи выделяют несколько категорий детей, оказавшиеся в состоянии, когда им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита. Это – дети:

  • – с инвалидностью, в результате которой они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
  • – с недостатками психического и (или) физического развития, в связи с которыми они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
  • – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, нуждающиеся в комплексе медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
  • – находящиеся в составе семей беженцев (вынужденных переселенцев) и оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • – жертвы насилия, что имеет место в семье, где родители злоупотребляют своими родительскими правами: используют их в ущерб интересам детей, создавая препятствия в обучении, склоняя к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков;
  • – отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии;
  • – находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;
  • – жизнедеятельность которых нарушена в результате объективно сложившихся обстоятельств, непреодолимых самостоятельно, в том числе и семьей.

Не имея жизненного опыта и не умея строить перспективы и обеспечивать их достижение, дети в трудной жизненной ситуации нуждаются в защите со стороны старшего поколения и квалифицированной социально-педагогической помощи. В зависимости от причин, по которым ребенок оказался в трудной жизненной ситуации, а также последствий, к которым она его привела, определяется содержание и способы оказания ему социально-педагогической помощи. Государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Главная цель государства и общества – создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

Особенности работы педагога с трудными подростками

помощи трудным подросткам на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

Вложение Размер
Материал будет полезен тем, кто работает с трудными подростками 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы педагога с трудными подростками

1. Актуальность проблемы «трудных подростков»

2. Педагогическая запущенность

3. Кто он, трудный подросток?

4. Профилактика поведения «трудных подростков»

5. Особенности работы с трудными подростками

Актуальность проблемы «трудных подростков»

Проблема “трудных подростков” актуальна не только потому,

что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но и

ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней

самостоятельно не справится. Оптимизм в этот вопрос вносит то, что

открываются центры реабилитации, службы педагогической помощи, в некоторых школах есть специалисты — психологи, заместители по

правовому воспитанию, социологи. Но это “лечение болезни”, а речь

идёт о том, чтобы не допускать эту болезнь, то есть о

профилактике. И здесь есть решения. Одна из основных причин

массовости этой проблемы — это социальная среда. Подростки должны

быть заняты, организованы в общегосударственном масштабе, нужны

кружки, секции, клубы, оздоровительные, трудовые, экологические

лагеря в системе, в единстве с воспитательными целями школ,

общества и государства.

В настоящее время и не менее важно восстановление института

семьи. Государство должно помогать воспитывать своих маленьких граждан, но семья, очевидно, уже не будет носить тот патриархальный состав, как

раньше, она приобретает различные виды. Современные технологии

предоставляют возможность иметь женщине ребёнка без участия мужчины, то есть зачатие осуществляется искусственно, из пробирки — это семья. Мать или отец, оставшиеся с детьми — это семья. Разрешено усыновление детей двумя мужчинами – гомосексуалистами. Это семья? Есть многодетные семьи и так далее. Хотя основная масса семей состоит из матери, отца и одного или двух детей, но удельный вес нетрадиционных семей будет со временем увеличиваться, обостряя проблемы воспитания. И проблема здесь будет в том, чтобы родители знали и умели воспитывать правильно, а государство создавало условие для этого. И тогда от проблемы останется биологическая и психологическая составляющая, но это, конечно, в идеале. В жизни всегда всё сложнее и многогранней.

. тема трудных подростков в условиях нестабильного общества становится очень актуальной;

. эта тема будет оставаться актуальной ещё длительное время;

. эта проблема напрямую затрагивает значительные слои населения;

. проблема отягощается вовлечением подростков в наркоманию,

алкоголизацию, безнравственное поведение;

. решение этой проблемы требует грамотных, профессиональных

педагогических кадров и государственной семейной политики;

. необходима система детских организаций и общественных объединений (базирующихся на национальной идее).

Термин “трудный подросток” — один из самых неопределённых в

психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток — трудный, и для себя и для других.

Биологические, психические и личностно-характерологические особенности подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама ситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более распространённое понимание этого термина — трудный подросток, не сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят прежде всего детей с асоциальным поведением — нежелающих учиться или работать, нарушающих гражданские законы.

Под педагогической запущенностью подростков понимается

стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно-воспитательного процесса.

Возникновение педагогической запущенности — длительный процесс, проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития.

ПЕРВАЯ — возникновение предпосылок педагогической

запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольный период. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально- психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков — счёта, чтения).

ВТОРАЯ — появление начальных форм отклонений в поведении,

то есть негативного отношения к нормам и правилам классной жизни.

Возникает у учащихся младших классов. Доминанта отклонений:

отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности,

неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых

отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

ТРЕТЬЯ — стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении

школьников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6

классы). Проступки связаны с нарушениями норм жизни классного

коллектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях —

предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм,

глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный

результат своих действий.

ЧЕТВЁРТАЯ — возникновение устойчивых признаков асоциального

поведения. Характерны для старших подростков (8-9 классы) как итог

неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате

промахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носят

нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.

Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных

правонарушений и даже преступлений учащихся.

Часто в повседневной педагогической практике нет возможности

осуществлять научный системный мониторинг, и учитель пользуется

более упрощёнными и доступными методами: наблюдением анкетированием, тестированием и т.д.

Категория “трудных подростков” требует гораздо больше педагогических и воспитательных усилий, в силу своей запущенности.

Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность

учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак.

По определению учёных, педагогическая запущенность — это устойчивое искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных качеств и навыков общественного поведения.

Педагогическая запущенность проявляется в определённых симптомах, то есть имеет характерный комплекс признаков. Они особенно выражено проявляются в следующих сферах деятельности и отношении личности: в учении, общественно-трудовой активности, отношении к коллективу, в интересах и потребностях, в поведении.

Кто он, трудный подросток?

Представляется более приемлемым следующее широкое

толкование термина “трудный подросток”. Биологические или

социокультурные факторы — условия, благоприятствующие или

затрудняющие прохождение этой фазы развития личности. Физическая ослабленность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная незрелость или неблагоприятные семейные отношения — всё это факторы риска, наличие которых безусловно делает этот трудный подростковый возраст ещё более трудным.

Понятие “трудный подросток” очень многогранно, его

определяют ещё как возраст тревог, этим уже многое сказано.

Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться, приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется. Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если находят взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей, собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается “второе рождение”? После сопоставления многих определений можно сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он начинает претендовать на н е з а в и с и м о с т ь суждений и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать н а ч а л о м подросткового возраста.

Современная психология выделяет несколько ведущих

потребностей, в которые воплощается стремление подростка к

независимости в поступках, мыслях и побуждениях. Они получили

название подростковых личностных реакций: эмансипации, группирования, имитации и оппозиции. Задача же педагогики создать условия для того, чтобы эти подростковые реакции проходили менее болезненно и вывели в итоге подростка на правильную взрослую дорогу. Итак, из нескольких определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении воспитании таких подростков:

. трудности в общении, непонимание;

. отторжение, невосприятие требований;

. искажённые нравственные ценности;

. отвержение положительных авторитетов;

. сильное влияние отрицательной микросреды;

. наследственные и семейные проблемы.

Профилактика поведения «трудных подростков»

С точки зрения профилактики будущих трудных подростков и

нравоучений, большую актуальность принимает диагностика, выявление таких детей ещё на первой стадии педагогической запущенности и оказание психолого-педагогической помощи таким детям уже на этой стадии. Такую помощь может оказать учитель как на уроке, так и во внеурочное время, то есть во внеклассной работе.

Какую же помощь может оказать учитель?

(виды помощи трудным подросткам).

1. Психологическая помощь.

. создать атмосферу доверия;

. возможность отдохнуть, отвлечься;

. помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;

. помочь разобраться в себе;

. вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие

. “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;

2. Психолого-педагогическая помощь.

. правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся

должны быть важнее учебных;

. соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и индивидуальный подход);

. постоянно держать на негласном контроле;

. контроль должен быть поощряющим;

. вовлекать во все внеклассные мероприятия;

. помогать осваивать новые интересные навыки, умения;

. заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;

. формировать у них навыки здорового образа жизни;

3. Организационная помощь.

. создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;

. поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;

. предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,

где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна

нацеливать и на успешную деятельность на уроках;

4. Эстетически-художественная помощь.

На уроке и во внеурочное время:

. влияние на эмоциональную сферу;

. создание красоты, привитие чувства прекрасного;

Особое место в работе учителя с трудными детьми занимает

диагностика, так как именно с неё начинается планирование всего

учебно-воспитательного процесса, схема которого выглядит таким

Особую сложность для психолого-педагогической диагностики при выборе воспитательной тактики представляют собой дети,

отклонения в поведении которых обусловлены индивидуальными

отклонениями в процессе развития их психики, характера и личности.

Естественно, что для таких детей при использовании уравнительного,

стандартного педагогического приёма, сильно повышается риск оказаться вне круга коллективных интересов. Справедливости ради необходимо заметить, что при реальном столкновении с необходимостью изменить поведение трудновоспитуемого ученика или повлиять на его образ мыслей, педагог испытывает немалые затруднения. Начиная с того, что само понятие “отклонения”, предлагаемое педагогической наукой академической ориентации, указывает, главным образом на ф а к т отклонения от нормы, но не раскрывает содержания переживаний, на которые учитель должен воздействовать. Педагогу же в любом случае необходимо не констатировать сложившееся положение вещей, а действовать п р а к т и ч е с к и, использовать конкретные приёмы воздействия. И здесь особую значимость приобретает дифференцированный подход к учащимся на уроке.

В современных условиях, когда образование перестраивается в

соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё

возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

Для трудных подростков вопрос своего статуса в классе очень

важен. Чтобы такой ученик не ушёл в уличную компанию, в

“подворотню”, он совершенно определённо должен ощущать, что его в

классе признают, уважают, дают возможность и создают условия для

самопроявления и самоутверждения.

Особенности работы с «трудными подростками» ……………………….. …….. В работе с «трудными» подростками самая сложная задача учителя — найти ключик к пониманию «трудного» подростка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых подросток захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими подростками педагогам необходимо понимать, что за любым проблемным поведением учащегося стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение у одного учащегося в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого — компенсацией повышенной тревожности. Воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения подростка. ……. …

Работая с «трудными» подростками учителю приходится, как бы, «плыть против течения», то есть преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно уподобиться человеку, которыйломиться в закрытую дверь. ………………………… …….. Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: «Как дела?» и подросток успокаивается. Некоторым, особо расшалившимся, достаточно упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. . Тончайшим инструментом воздействия на душу подростка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик — это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. …………………………………………………….. …… Анализируя особенности работы учителя с «трудными» подростками очень важно отметить, что, работая с такими подростками, учитель, прежде всего, должен видеть в «трудном» подростке, лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. ………………………………………………….. …… Умение педагога увидеть себя глазами подростка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» подростка таким, какой он есть. Учитель может помочь «трудному» подростку только в том случае, когда он чувствует и понимает, что педагог понимает его проблемы. Только тогда подросток будет открыт для общения с нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение.

…….. Понять, принять, помочь – основа психолого – педагогического подхода к «трудным» подросткам.

Условия эффективной социально-педагогической помощи «трудным» детям

ТД — педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Отстают от сверстников в учебе, не могут заниматься систематически, нарушают в школе дисциплину, конфликтуют с учителями, сверстниками, родителями, бросают школу, пьют, употребляют наркотики, воруют. агрессивны, возбудимы, грубы.

Отклонение в поведении — это результат пед. запущенности и неблагоприятной окружающей среды.

Факторы: медико-биологические; соц-эконом-е; психологические — неприятие себя, невротические реакции, эмоц-ая неустойчивость, трудности общения; пед-кие.

Категории ТД: с проблемами в развитии; оставшиеся без попечения родителей; из неблагополучных, асоциальных семей; нуждающиеся в соц-эконом-ой и соц-педагогической помощи.

Организационные СП технологии:

  • 1. Формирование банка данных ТД (сведения о семье, правонарушениях, состояние на учете, внуиришкольном учете )
  • 2. Диагностика проблем личногстного и социаотного развития ТД (уточнение особенностей детей, беседа с родителями, кл.рук, учителями с целью выяснения ситуации в которой нах р, выявление интересов и потребностей, конфликтные ситуации, определячет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций.
  • 3 Разработка и утверждение программ СП деятельности. (по результатам диаг-ки определяется суть проблемы, подбираются адекватные средства для их эффективного решения
  • 4 Обеспечение условий реализации программ (в СП является посредников между уч-ся и ОУ, семьей, средой, специалистами различных соц служб, ведомств, зависимости от целей и задач программы, организует реализацию программы, координирует, контролирует и принимает участие , отслеживает результаты, информирует
  • 5. Консультирование уч-ся, родителей, учителей

Формы работы: наблюдение, проведение диагностик, тестирования, занятия в игровой и неигровой форме, лекции, проективные методики, профилактика (первичная — комплекс мер направленных на предотвращение негативного воздействия факторов, 2ая — комплекс медицинских, соц-псих-х юридических мер направленных на работу с тд, 3ая — комплекс мер соц-ппед и юридического хар-ра.

Цель предотвращение совершения повторных ошибок

профилактических мероприятий:- нейтрализующие;- компенсирующие;- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;- устраняющие эти обстоятельства;- контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: — направленности на искоренение источников дискомфорта, как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; — обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; — решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

»

Следующая
ДетямВыплаты ФСС по уходу за ребенком до 1.5 лет

Это важно знать:  Выплаты до 1.5 лет: когда начинают выплачивать
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector